Какова на самом деле стоимость разработки сайтов и дизайнерской продукции?
Область нашей работы — создание сайтов и различные работы с ними, создание логотипов и фирменных стилей, мультипликация (рисованная и 3D анимация), дизайн для печатной продукции.
Себя мы позиционируем как межрегиональная студия дизайна.
Это значит, что мы способны создать работающий продукт для любого региона России и делаем это.
По итогам 10-летней работы есть определенные мысли.
Вроде бы, все, что я напишу ниже, очевидно. Удивительно только, как долго пришлось идти к этим выводам.
Залог успешного создания продукции в нашей области — сочетание 2-х факторов:
Но я пишу «в нашей области», потому что именно в ней так велик хаос в ценообразовании.
На то есть свои причины. Причины эти — отсутствие традиций и устоявшихся методик оценки, с одной стороны. То, что разработчиком (горе-разработчиком, в основном) стать легко — с другой. И то, что дизайн — это какой-то частью все же искусство, хоть и прикладное, а в оценке произведений искусства царит самый большой беспорядок на свете — с третьей.
Но не так интересны причины, как результат — заказать, скажем, логотип в одной фирме стоит 3000 рублей, в другой — 300 000 долларов (в 3000(!) раз дороже).
Очевидно, что в первом случае цена явно занижена, а во втором безумно завышена («за имя»). Очевидно также, что результат работы будет несколько разным.
Посмотрим на ситуацию с точки зрения здравого смысла.
Если Разработчик недостаточно компетентен, то последствия вполне ясны без комментариев.
Но что значит «работа недостаточно оплачена»?
Это означает простую вещь — либо недостаточно рабочих часов, либо невозможно использовать необходимое оборудование, программное обеспечение, материалы, специалистов.
На рынок разработки очень легко войти.
Вновь вошедшие в 99,9% случаев — технические специалисты. По указанным выше причинам понять, как образуется цена на производимый ими продукт они не способны, что без вариантов ведет к крайней бедности и, затем, разорению. При этом длительность жизни фирмы начинает зависеть только от способности персонала терпеть лишения (может достигать нескольких лет).
Конкурентная борьба подобных фирм-недоносков в условия отсутствия ясных и правильных критериев качества продукции родила, с помощью механизма спроса-предложения, абсурдно низкую цену разработки. Это неизбежно влечет за собой дикое количество скрытых пороков продукции.
С точки зрения клиента, это рождает ситуацию, когда с виду неплохой продукт можно вроде бы приобрести за относительно низкую цену. Скажем, сделать сайт для сети магазинов за 1000 долларов.
Однако для клиента это в чистом виде лотерея, и шансы на выигрыш в ней очень невелики.
Фатальные сбои у «дешевых» (а также у начинающих) фирм могут произойти (и происходят более чем в 50-70% случаев) на любом этапе разработки. Однако чаще всего они происходят после того, как сайт сдан и принят.
Приведу характерный пример из нашей практики.
ООО «Строймонтаж», Великий Новгород.
Во времена оные мы сделали ей сайт. Имя и хостинг предоставляли тоже мы.
Прошло некоторое время, и возникла, видимо, необходимость в изменении сайта.
Заказчик сориентировался на среднерыночную цену. (Среднерыночная цена в провинциальном городе — 1000 долларов максимум). Выбрал разработчика подешевле, качество работы которого оценил как приемлемое, а длительность работы — как внушающую доверие.
Сайт был сделан. Заказчик заодно сменил и доменное имя и хостинг.
Я бы оценил дизайн как старого, так и нового сайта, как минимум приемлемый.
Однако каковы результаты не для дизайнера, а для Заказчика?
Сделанный нами сайт стабильно работал несколько лет с момента создания. До сих пор (на момент написания статьи) компанию можно найти лишь по ссылкам на прежний сайт (и поисковики и каталоги фирм содержат адрес именно его).
Ссылка на новый сайт — только в портфолио разработчика (19 место).
Сам сайт больше не доступен, ООО «Стройэнерго» в сети Интернет больше не представлено.
http://stroyenergo.net/
Были у строительной фирмы деньги на нормального разработчика? Несомненно.
Стоила ли экономия 40 — 100 т.р. риска получить подобный результат?
Убыток немал — сайт не работает, время генерального директора и менеджеров потрачено впустую!
Чуть выше я писал про внутренние пороки подобных разработок. Это — именно они.
Пишу абсолютно не в упрек Заказчику или Разработчику. У нас самих такие ситуации возникали регулярно при работе по заниженным ценам.
Ситуация, вообще, типичнейшая для нашей области.
При заказе фирма, особенно небольшая, первым вопросом для себя видит «Сколько это будет стоить».
Разумно же задать себе вопрос: «А будет ли это на самом деле работать?»
Чудес никаких быть не может.
Золотая Антилопа не придёт, не оплатит Разработчику необходимые часы работы.
Ладно, Бог с ней, с оплатой идей. Но если не оплачено элементарно рабочее время и оборудование, как можно ожидать нормального результата?
Если квалифицированный персонал должен потратить на дорогом оборудовании 80 часов на создание сайта, никак нельзя заплатить 30 т.р. и ожидать хорошего для себя результата.
Справедливости ради, замечу, что работа большинства Разработчиков и тех денег не стоит. Но это не имеет отношения к разговору о создании чего-то полезного.
При выборе Разработчика в этом стоит отдавать себе отчет.
Выбор между разработчиками и их продукцией, для каждого конкретного заказчика, это не выбор между «Запорожцем» и «Мерседесом». Это сравнение часто употребляют. На самом деле для небольшой или средней фирмы это выбор между «Жигулями» и, скажем, «Логаном», машинами одного класса, одна из которых, однако, почти наверняка скоро сломается, а другая будет долго верой и правдой служить владельцу.
Работа должна быть выполнена квалифицированным персоналом.
Цена должна быть адекватна работе.
Удачи!
Давыдов Юрий,
генеральный директор ООО «Студия Давыдова»